НАРОДНЫЕ ИГРЫ ПОМОГЛИ ШКОЛЬНИКАМ КЫЗЫЛА БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О НАРОДНОСТЯХ РОССИИ

Новости

01 Ноя.

snimok4
Сегодня в школе № 3 им. Т.Б. Кечил-оола прошла церемония открытия фестиваля национальных культур «Найырал» среди учащихся города. Тут же был дан старт первому испытанию в рамках фестиваля – конкурсу народных игр среди учащихся младших классов. На интересное состязание собрались одиннадцать школьных команд, которые представляли народности, проживающие на территории нашей страны – удмуртов, татар, юкагиров, якутов и, конечно, русских и тувинцев.  Перед каждой командой были поставлены две задачи: организовать национальную «гостиную» и обойти подготовленные площадки команд-соперниц. Поэтому каждая команда была поделена на две части. Первая половина коллектива оставалась в качестве хозяев, другая – обходила гостиные, и участвовала в играх и конкурсах. Стоит отметить, что все участники конкурса были облачены в национальные костюмы представляемых народов, что придавало особую колоритность мероприятию. Так, учащиеся лицея № 15 им. Н.Н. Макаренко в своей гостиной организовали презентацию народных игр калмыцкого народа. В начале «хозяева» поведали гостям, а это учащиеся школы № 8, об уникальной республике Калмыкия, которую принято называть родиной сайгака и центром буддизма в европейской части России. Однако тема дня – народные игры. Лицеисты с помощью тувинских игральных костей «кажык» научили гостей играть в «Альчики». Суть калмыцкой игры в том, чтобы выбить построенные на коврике в ряд кости – альчики с помощью «биты» – большого альчика из коровьего астрагала. Кому-то эта игра наверняка напомнила боулинг. «Альчики» пришлись по душе всем участникам. Если в начале все выпады игроков заканчивались ничем, то уже через пять минут ловкачи стали выбивать одним ударом не один, а сразу два альчика. Уже скоро к игре приноровились даже девочки. Данная игра развивает глазомер, ловкость и терпение. В следующей гостиной «путешественников» ожидали тофалары. Эту малочисленную народность, обитающую на территории Тофаларии (Иркутская область) и на северо-восточных склонах Восточного Саяна, представляли учащиеся школы № 12. Как рассказывают дети, тофаларов сегодня насчитывается примерно восемьсот человек. Они живут так же, как их предки сотни, а может и тысячи лет назад – охотой и оленеводством. Игры, соответственно, отражают образ жизни этого народа. Учащиеся школы № 12 предложили гостям сыграть в простую тофаларскую игру «Поймать оленя». Суть игры в следующем: большая часть участвующих – стадо диких оленей. Их необходимо поймать и одомашнить. Это задача чабана. А оленям – животным вольным, необходимо убегать. Последний олень, он же самый ловкий – становится следующим чабаном. Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Прощаясь, хозяева решили проверить смекалку гостей, задав им несколько загадок: Летом лежат, перевернувшись, зимой едут в гости (сани); К какому дереву снег не прилипнет? (к рогам); Молча летит, как умрет – заговорит (снег). На удивление, большую часть загадок гости отгадали, из чего «тофалары» сделали вывод – к ним в гости пришли родственники. С конкурсной комиссией и друзьями из параллельных классов гостиные посетила десятилетняя Кристина Воронина, учащаяся 4 «а» класса школы № 8: – Я впервые участвую в таком удивительном конкурсе. В Туве и России проживает так много народностей и это здорово! Кстати, во многом они похожи. Например, тувинцы и калмыки с детства играют в кости, любят пить чай с молоком. Также очень похожи мордовский народ и русские. Представители этих народов любят водить хороводы, встречать гостей блинами и песнями. А раньше я даже не слышала о таком народе. Мне очень понравился фестиваль «Найырал». Жду не дождусь следующего этапа. Решением конкурсного жюри знатоками народных игр в следующих номинациях признаны: «Художественное воплощение национального образа» – лицей №15 (калмыки); «То был добрый дым – дым очага» – школа №4 (тувинцы); «За высокий уровень организации и проведения игры» – школа № 8 (тувинцы); «Самая дружная команда» – гимназия № 9 (юкагиры); «За яркое образное решение представленной игровой программы» – гимназия № 5 (мордва); «За верность народным традициям» – школа № 14 (татары); «За создание сценического образа» – школа № 3 (якуты); «За популяризацию народного творчества через игру» – школа № 7 (русские); «За оригинальную интерпретацию» школа № 11 (вепсы); «За высокое качество фольклорного материала, художественную ценность и этнографическую точность» – школа № 2 (удмурты); «Народные игры для детей и взрослых» школа № 12 (тофалары). Все команды были награждены грамотами департамента по образованию мэрии Кызыла. Источник: Пресс-служба мэрии Кызыла snimok5
snimok6