Клиповое мышление как проблема школьника, учителя, родителей

Новости

11 Янв.

клиповое мышление
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно вычесть 3 часа.  При выполнении домашних заданий   стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками. В чем проблемы? Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма). Леонид Ястребов, кандидат физико-математических наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования,   считает, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое  мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века. Специалисты считают, что  клиповое  мышление имеет и плюсы, и минусы.  Так, в  современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки. Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением  отсутствует способность к  длительной концентрации, поэтому они  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением  больше податливы к манипуляции и влиянию. Проблема учителя,  по мнению Леонида Ястребова,  в том, что  в школах клиповомыслящих детей  учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры  и обученные учить именно по этим методикам. Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным. Кто виноват? Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно  формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени. Для термина «клиповое мышление» пока  нет чётко сформулированного определения. Точно  известно только, что обладатель клипового мышления  воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации. Психоаналитик  Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а  своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно. Что делать? Конечно, проще всего поступить по аналогии с  советом Фамусова   из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь». То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно,  не разумно. Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский, считает Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам MAXIMUM,  и советует практикам от образования  принимать его существование как факт,  учитывать в  работе эту особенность современных учеников. Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением  бессмысленно   и рекомендует  учить детей  «говорить на двух языках». Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие. Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами —  презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки. Практиковать метод дискуссий, так как  участие в дискуссии  учит их участников мыслить,  отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы. Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно  предоставить ему два взаимоисключающих утверждения.  Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику. На  специальных тренингах   обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Чтение классической художественной литературы  — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д.,  способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. Работа  педагога в тесной связи с родителями  также будет способствовать параллельному развитию обоих видов  мышления. Для этого родителям следует не  запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть  путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше  общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную. Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь  кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения. Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение  устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при  решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения. Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его  рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение. Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и  это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно. P.S. Основатель компании Apple Стив Джоббс  ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома. При подготовке использованы материалы: http://www.mk.ru/social/2014/07/10/klipovoe-myshlenie-grozit-katastrofoy.html http://www.kp.ru/daily/26439/3310219/ http://www.openlesson.ru/?p=25729 https://newtonew.com/discussions/howto-deal-with-fragmented-mind http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/pochemu-shkolniku-trudno-na-urokah-i-kak-pomoch.html http://road2life.in.ua